понедельник, 22 августа 2011 г.

"Ты помнишь, как всё начиналось?..." Часть 5. Граттаж

Продолжаю ковыряться в своей Корзине рукоделий детского периода.

Еще один оформительский прием родом оттуда называется граттаж и представляет собой ни что иное, как самодельную вариацию ставших в последнее время довольно популярными наборов для творчества, нескромно именуемых "гравюрами".
Таких черных тонких пластинок, на которых специально заточенным инструментом (штихелем) нужно по едва намеченному рисунку соскабливать верхний черный слой, добиваясь тем самым эффекта, якобы, гравюрной картинки.
Нечто, вроде этого, например:


Так вот, представьте себе, что примерно такую технику можно освоить самостоятельно.
Единственное, что требуется - это какое-никакое умение рисовать, а то картинка в итоге может получиться не очень приятной на вид.
К примеру, как у меня на сохраненных детских работах :)

Итак, приступаем.

Слово "граттаж" произошло от французского gratter, означающего "скрести", "царапать" (отсюда другое название техники - техника царапанья).
Именно поэтому первым делом необходимо обзавестись каким-нибудь убедительно царапающим предметом. Я для этих целей использовала старое дедушкино перо для письма, современные умельцы применяют всё, что угодно - ножи, скребки, пластиковые одноразовые вилки, вязальные спицы, зубочистки...
Выбирайте любой предмет, какой вам удобен, только мне почему-то кажется, что лучше использовать что-то более крепкое (и острое!), негнущееся, металлическое.
Кроме того, нужно учитывать, что толщина получаемой в ходе работы линии будет напрямую зависеть от диаметра кончика используемого предмета.

Кроме "скребка" также понадобятся плотная бумага, восковая свеча (или восковые мелки), свежая черная тушь.

Сначала опишу процесс работы над одноцветным граттажем.
Кладем бумагу перед собой на стол и начинаем по возможности равномерно и как можно более обильно натирать её лицевую сторону восковой свечой.
Если в работе используется восковой мелок, то выбирается тот цвет, который симпатичен (именно он будет "проглядывать" сквозь царапины).
Процесс натирания отнимает немало времени, но лучше потратить его сейчас, чем потом тщетно возить псевдо-штихелем по бумаге, сдирая её верхний слой, вместо туши, но не получая желаемого результата.

После того, как поверхность основы хорошо обработана воском, берем широкую кисть (можно, губку) и равномерно мажем заготовку черной тушью.
При этом нужно стараться избегать неровностей и потеков, чтобы поверхность получилась как можно более гладкой (если тушь свежая, жидкая, нужного эффекта добиться гораздо легче).
Достаточно одного хорошего слоя туши - не слишком тонкого, чтобы не выглядело так, что основа как будто "светит" сквозь тушь. Если результат покраски по какой-то причине не нравится, можно попробовать наложить еще один слой.

Дожидаемся, пока тушь хорошенько высохнет, берем наше перо-спицу-зубочистку и начинаем творить.
Процесс вытворения заключается в аккуратном процарапывании задуманного рисунка на черной основе. Тушь при этом в идеале должна легко сниматься, а основа открываться во всей красе (если плохо снимается и невнятно открывается, значит, сачканули на стадии натирания воском).
Если есть затруднения с рисованием сразу от руки, можно подготовить эскиз и перевести его при помощи копировальной бумаги на заготовку, а потом уже выцарапывать рисунок по контуру.

Ошибки, которые делала я и которых рекомендую избегать:
1. Использовать гуашь или иную краску вместо туши (да, возможно, что-то и получается, особенно, если краску вместо воды разводить мыльным раствором, но получается гораздо хуже... по крайней мере, у меня)
2. Полениться сильно натереть основу воском (именно от слоя воска зависит то, насколько хорошо будет процарапываться работа, насколько четкий цвет основы будет на ней проявляться)

На самом деле, я не использовала эту технику с детства, а потому всё, что я могу предъявить собственного изготовления - это достаточно неумелые рисунки, почему-то на тему осеннего дождя.
Рисую я довольно плохо (причем, до сих пор), но стыдно стыдиться своих собственных детских достижений, так что выкладываю, при всей их наивности.
Если что, так на втором этюде - грибы и гусеница под дождем



Технология изготовления многоцветного граттажа отличается от вышеописанной только подготовкой основы.
Бумага сначала разрисовывается цветными восковыми мелками, а потом уже покрывается тушью. В этом случае необходимость в "промазывании" свечой отпадает - мелки и так используются восковые.
Создание многоцветного фона возможно 2-мя путями - произвольным (когда цвета накладываются абстрактно, с переходами, просто по зову сердца) и тщательно продуманным (когда концепция итогового рисунка обдумывается заранее и в соответствии с ней цвета четко распределяются по основе в нужных местах).
Каким путем идти - неважно, главное - опять же постараться очень хорошо затереть бумагу восковыми мелками, без пробелов и жирным слоем.

Многоцветный граттаж в моей коллекции тоже имеется.
И такой же древний.
Первый - классическое "северное сияние", которое легко изобразить при помощи произвольных переходов цвета.
Второй - опять какая-то ужасная природная сценка, но на этот раз, по счастью, весенняя, с длинноруким солнышком (помнится, что-то там срисовывалось, как умелось).



В защиту техники "граттаж", репутация которой, думаю, сильно пострадала от моего неумелого художественного исполнения, приведу несколько чужих примеров работ людей, которые умеют рисовать.
Чтобы можно было увидеть, что создать в этой технике можно и что-то действительно красивое.
Ведь главное - знать технологию ;)


Взято отсюда: http://scrap-info.ru/myarticles/article.php?storyid=392

Креативьте с удовольствием!

Комментариев нет:

Отправить комментарий