суббота, 20 августа 2011 г.

"Ты помнишь, как всё начиналось?..." Часть 4. Набрызгивание

Сегодня пишу еще об одном оформительском приеме, которые вполне можно использовать для создания всевозможных фонов на бумаге, либо изготовления панно, либо хотя бы - для занятия детей.
Прием называется набрызгивание (или набрызг).

Сразу скажу, что для набрызгивания вот-вот наступит самая благодатная пора.
Начнут красиво желтеть и опадать листья, и будет очень приятно их собирать, любоваться их цветом и формой и даже притаскивать их домой.

Засушенные дома (даже по старинке - между листами толстой книги) листья могут послужить отличной основой для композиции в технике набрызгивание - главное, подбирать листья нужного размера и как можно более ярко выраженной формы.
В дополнение к листьям можно использовать самостоятельно изготовленные шаблоны цветов, ваз и всего, что душа пожелает (можно даже ничего не использовать, а просто создавать абстрактные композиции).

Всё, что нам понадобится в данном случае - это бумага, гуашь и... старая зубная щетка.
Я предпочитаю именно старую, т.к., во-первых, её не жалко на это дело извести, а во-вторых, будучи слегка распушенной-разлохмаченной от своей заюзанности, она лучше подходит для творческих целей (новая будет действовать слишком жестко).

Лист бумаги кладем на стол и с использованием осенних листьев и других шаблонов выкладываем на нем некую задуманную композицию (это может быть осенний букет в вазе, куст с цветами и птичками, просто фон, равномерно (или неравномерно) покрытый однотипными элементами).
Если элементы накладываются друг друга, необходимо соблюдать следующее правило - то, что в итоге на картине должно находиться в самом низу, выкладывается на самый верх, а самый верхний элемент на картине должен оказаться в процессе выкладывания самым нижним (получается этакий "обратный бутерброд", который будет очень удобен в последующей работе).
Иногда это непросто и приходится буквально работать на ощупь, да и результат иногда от этого получается непредсказуемым, с каким-то сдвигом.
Но всё дело в тренировке - немного практики и всё получится!

Все шаблоны после того, как они заняли положенные им места, лучше всего чем-то прижать к бумаге, чтобы в процессе работы они не сдвигались - подойдут и ластики, и любые другие мелкие, но обладающие весом предметы (мелкие - чтобы не мешаться под рукой во время вытворения).

Гуашь выкладываем в крышку от её же банки, слегка разводим водой, чтобы она была жидкой, как молоко, наклоняем крышку к поверхности бумаги примерно под углом 45 градусов и начинаем зубной щеткой чехвостить краску через край крышки.
Если предварительно немного потренироваться на ненужном листе бумаги, можно быстро уловить зависимость величины получаемых небольших кляксочек от прилагаемых к щетке усилий и подкорректировать свои действия.

Основная последовательность работы такова.
Сначала нужно полностью более-менее равномерно забрызгать весь фон.
Затем приступить к выделению нижнего слоя композиции (но верхнего слоя из наших выложенных шаблонов!) - для этого нужно пройтись еще одним слоем набрызгивания вокруг тех элементов, которые расположены в самом верху.
Выделять можно как при помощи того же фонового цвета, так и при помощи какого-то другого.

После этого верхние (уже выделенные цветом) элементы-шаблоны удаляются, и мы аналогичным образом приступаем к выделению следующего слоя композиции.
Понятно, что при этом нужно действовать не так размашисто, как при заполнении фона, чтобы не забрызгать слишком большое пространство.
Кроме того, вполне допустимо, что краска в этом случае попадет и на девственно чистый отпечаток от только что убранного шаблона - в этом как раз и состоит способ достижения глубины в задуманной картине.

Так постепенно, слой за слоем, мы доберемся до самого нижнего шаблона.
Белое пространство под ним можно оставить либо полностью белым, либо чуточку прибрызгать его, чтобы не так сильно выделялось - всё зависит от задумки автора.

К композиции можно дорисовать гуашью тонкие веточки, ягодки или еще что-то подобное.
Не нужно, пожалуй, стараться что-то дополнительно обвести - это и так уже было сделано другими средствами...

Ниже привожу парочку наипростейших собственных примеров, сляпанных накануне за минуты.
Они не грешат особой композицией, но немного иллюстрируют сам предполагаемый результат:




Таким образом можно изображать какие-то фоны и использовать для оживления того же скрапбукинга.

Ошибки, которые делала я и которых рекомендую избегать:

1. Непродуманное цветовое решение в стиле - "а там дальше посмотрим".
Необходимо помнить, что цветовую композицию работы нужно продумать заранее. Основного, фонового цвета в ней будет очень много, и он при этом не должен глушить собой все остальные цвета.
Также лучше бы сразу разобраться, что и каким цветом будет выделяться и как эти цвета будут смешиваться между собой (а смешения избежать вряд ли удастся, если слоев в картине много).

2. Ничем не прижимать шаблоны, надеясь, что они и так никуда не денутся.
Вполне вероятно, что у вас и получится не задеть их руками и никуда не сдвинуть в ходе работы, но остается ведь еще вероятность получения нечеткого контура, который как раз и возникает от того, что шаблон неудачно в каком-то месте оттопыривается и неплотно прилегает к фону.
На нижеприведенных примерах это, кстати, в некоторых местах заметно.

3. Получать крупные брызги и потеки
Это будет просто некрасиво. В идеале нужно стараться достичь равномерных мелких капелек-брызг.

Ниже привожу найденные в Сети примеры более серьезных работ в этой технике (из архивов преподавателя ИЗО Жалиной Натальи Алексеевны).
Они наглядно демонстрируют, что можно сотворить и более сложные композиции.



Креативьте с удовольствием!

Комментариев нет:

Отправить комментарий