С воспоминаниями всё более или менее ясно.
Но чему конкретно я научилась в этом кружке, и что из тех времен до сих пор хранится в моей Корзине рукоделий и может быть применено на практике?
Отвечаю - научилась многим интересным оформительским приемам, основные из которых представлены в моей "зачетной книжке" того периода:
Как можно увидеть из этой книжицы, творчество и усидчивость у меня уже в то время оценивались на "отлично", а вот с аккуратностью и композицией были определенные проблемы...
Применить на практике данные приемы вполне можно и в скрапбукинге (некоторые элементы могут получиться весьма необычными), и в обучении собственных детей, развитии у них творческих способностей (неоднократно проверено, правда, на чужих детях - они в восторге!).
Разберемся со всем по порядку.
Загадочное слово "монопития" в самом верху является ничем иным, как опечаткой - на самом деле оно подразумевает монотипию.
Если полезть в умный Инет за разъяснениями, то можно для себя уяснить, что слово это произошло от "моно" и греч. týpos - отпечаток, обозначает вид печатной графики и заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке. Полученный на бумаге оттиск, по отзывам, всегда бывает единственным, уникальным, а для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.
Нет, на самом деле, печатной графикой у нас в то время и не пахло.
Думаю, наименование используется, скорее, из-за схожести получаемого результата - каждый раз разного, тонкого, зачастую акварельного...
Мы изучали 2 вида монотипии.
1-ый способ (в современном Интернете он, как я поняла, называется ниткографией) подразумевает использование обычных крепких ниток и цветной туши (если таковой не имеется, можно обойтись и простой черной или синей).
Лист бумаги (не очень тонкой!) сгибается пополам и раскладывается на столе в виде раскрытой открытки.
От катушки ниток (цвет их абсолютно неважен, но у белых меньше вероятность неожиданной линьки в туши) отрезается кусок произвольной длины и складывается пополам.
Держите нить пальцами за кончики и макаете петелькой вниз прямо в бутылочку с тушью на такую глубину, какую вам позволяет длина нити, чтобы при этом не испачкаться.
Аккуратно вынимаете нить и даете туши немного стечь.
После этого выкладываете ниткой на правой половинке бумажной "открытки" некий замысловатый узор (желательно использовать несколько разноразмерных петелек и волнистостей).
Очень важно оставить оба чистых конца нитки внизу за пределами бумажного листа, чтобы можно было потом за них крепко ухватиться.
Складываете открытку пополам (как будто "закрываете" её) так, чтобы вымоченная в туши нитка осталась внутри.
Одной рукой крепко прижимаете сложенную бумагу к столу, второй рукой хватаетесь за кончик нитки и, подергивая из стороны в сторону, потихонечку вытаскиваете нитку вниз.
Нитку утилизируете, "открытку" раскрываете, любуетесь и думаете, что нужно изменить, чтобы в следующий раз получилось еще красивее.
Особо страждущие могут также попробовать пройти на этом тест Роршаха - ну, знаете, когда нужно думать, что тебе в пятнах видится и не слишком агрессивно ли увиденное в итоге.
К сожалению, все мои эксперименты в этом направлении очень быстро расходятся по знакомым, поэтому единственный результат, который я могу вам продемонстрировать, это не самые удачные образцы работы с черной тушью.
Надеюсь, что нижепреведенное не отвратит, а лишь даст общее представление о возможном результате :)
Полученные декоративные элементы можно дорисовать тушью или оставить просто так, вырезать, понаделать еще кучу таких же разноцветных и составить из них композицию (кустиком, букетом, в вазочке).
Из туши синих, зеленых и розовых оттенков можно получить настоящий райский сад, поверьте!
Ошибки, от которых хотелось бы предостеречь:
1. Плохо прижимать бумагу при вынимании нити (от этого всё может размазаться и вместо предполагаемой четкости линий получится неряшливое пятно)
2. Использовать разведенную гуашь вместо туши (знаю, что это иногда рекомендуется, но результат получается не таким легким и волшебным, т.к. краска в любом случае гуще, чем тушь)
2-ой способ - монотипия на зеркале
Он, на мой взгляд, более прост в первоначальном исполнении, но более сложен в последующей обработке.
Берете чистое плоское зеркальце любого формата (тут, главное, найти такое, чтобы потом можно было всю его поверхность к бумаге приложить, и никакие бортики-окантовки зеркала этому бы не мешали).
Также готовите лист бумаги и акварель разных цветов (краски можно и нужно смешивать - получится еще интереснее).
Зеркало смачиваете водой при помощи кисточки, а потом в произвольном порядке и форме наносите пятна краски (толщина слоя краски не должна быть везде одинаковой, возможно, неровность акварели поможет создать что-то более выдающееся).
Быстренько, пока не засохло, опускаете вниз краской на лист бумаги.
Прижимаете и держите какое-то время, чтобы краска успела перейти на бумагу.
Аккуратно убираете зеркало (очень нежелательно его сдвигать - лучше подцепить за уголок, поставить вертикально и после этого поднять вверх, так ничего не сдвинется и не смажется).
На бумаге останется невнятный отпечаток, который должен сначала просохнуть, а потом его уже можно начинать рассматривать и (снова всё тот же Роршах!) стараться увидеть в нем какие-то картины.
Дальше берете акварель или тушь и что-то там дорисовываете, подгоняете, обводите.
Легче всего, как показывает практика, получить из этого безобразия пейзаж (особенно если первоначально немного продумать цветовое решение).
Но если совсем уж включить воображение, можно и контуры додумать и пририсовать, и персонаж соорудить...
Приличных примеров собственного исполнения у меня опять же не осталось - только парочка глуповато-персонажных:
Варианты:
1. Можно использовать вместо акварели гуашь или акриловые краски (в этом случае нужно стараться, чтобы краска на поверхности зеркала была достаточно жидкой, водянистой, цвета плавно перетекали друг в друга и смешивались, а не лежали кусками или шлепками по отдельности - с акварелью этого добиться проще)
2. Можно также использовать стекло или оргстекло вместо зеркала (в последнем случае простым смачиванием не обойтись - нужно смачивать мыльным раствором)
3. Можно ничего в получившемся не высматривать, а просто оставить как фон для открытки или еще каких-либо скрапбукинговских целей
4. Можно вырезать кусочки, заново компановать и т.д. Главное - побольше фантазии!
У серьезных людей на сайте "Страна Мастеров" вот, к примеру, что получается из пейзажного:
С монотипией всё.
Но продолжение копаний в моей Корзине рукоделий, безусловно, следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий