Рассказ о следующей большой составной части моей Корзины рукоделий мне хотелось бы начать с небольшого вступления о своем деде.
Так уж сложилось в нашей семье, что до моих 15 лет родители не особо баловали меня своим вниманием и выступали, скорее, в роли "выходных радостей". Они были то ли слишком заняты, то ли слишком свободолюбивы, и потому искренне считали, что мне лучше жить всю неделю с мамиными родителями, которые в то время были уже на пенсии и могли посвятить моему воспитанию гораздо больше времени. И только с вечера пятницы по вечер воскресенья я находилась в квартире мамы и папы, которые в эти дни готовы были потратить время на общение со мной.
Вот так и получилось, что еще одним основным проводником в мир творчества для меня стал мой дед - неизменно жизнерадостный, с прекрасным чувством юмора и настоящими золотыми руками.
Дедушка мог соорудить всё, что угодно, если это не относилось к электронике.
С младенчества меня окружали вещи, сделанные его руками - деревянная мебель, различные соковыжималки, сушилки для яблок, коптилки, полки, станки, инструменты и приспособления.
Бабушка притворно ворчала на то, что он "вечно тащит в дом всякую дрянь", но неизменно успокаивалась, когда эта собранная по разным местам "дрянь" превращалась в нечто очень нужное в хозяйстве.
Он часами пропадал в гараже, где у него была оборудована настоящая мастерская.
Дома он тихо окапывался в принадлежащей ему нише (комната площадью около 9 кв. метров без окон - бывает и такое в старых домах-хрущевках), где постоянно что-то чертил, выдумывал, мастерил.
У него была куча друзей как в нашем регионе, так и по всему СНГ, знакомых ему с войны, бывшего места жительства (маленькая станица на Кубани) или по работе (много лет он преподавал черчение и английский язык в местном техникуме и вел кружок в Центре технического творчества).
Он прекрасно рисовал, научил меня читать в неполные 5 лет и проводил очень много времени, стараясь привить мне любовь к познанию окружающего мира.
До конца своей жизни я буду жалеть о том, что, переживая в 15 лет кризис переходного возраста, я с боем вырвалась из этого дома, чтобы жить со своими родителями, которых мне в то время так не хватало.
Я жалею о том, что до момента, когда у него через несколько лет случился инсульт, я так и не успела искренне поблагодарить его за то, что он для меня сделал.
Стоит ли говорить о том, что пройдя период взросления и начав сразу после окончания университета самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, я вернулась обратно, в ту самую квартиру, где я выросла. И хотя здесь не осталось практически ничего, что бы напоминало о прежнем её внешнем виде (станки и инструменты распроданы и растащены, произведенный по моему заказу капитальный ремонт изменил комнаты до неузнаваемости, и только огромная библиотека сохранена в первозданном виде), я всегда чувствую, что именно это - мой дом, мое настоящее лежбище, мой личный уголок спокойствия в окружающем полубезумном мире...
Однако я слишком увлеклась и далеко ушла от первоначально заявленной темы.
В те годы, когда я изо всех сил пыталась надрессироваться рисовать ту самую хохломскую роспись, о которой я рассказывала ранее, дедушка вдруг притащился от каких-то своих знакомых с огромными от возбуждения глазами и заявил, что теперь мы займемся искусственными цветами.
Какое-то время он с особой интенсивностью шуршал в своей нише, после чего преподнес мне в подарок с десяток странных железных штуковин неизвестного назначения.
А потом мы пошли к кому-то в гости, где абсолютно не запомнив ничьих лиц и имен, я почти сошла с ума от вида неземной красоты искусственных цветов.
Чего там только не было - маки, букетики незабудок, гвоздики и тюльпаны, ветки яблони и шиповника, лилии и каллы, хризантемы и пионы.
Цветы были великолепны по исполнению, они были будто настоящие, настолько точно повторял материал, из которого они были изготовлены, форму живого цветка.
Лепестки были изогнутыми, рельефными, окраска была безупречной, а еще у них были тычинки - сущая мелочь, которая тем не менее придавала цветам характер ювелирной работы.
Довольный произведенным впечатлением, дед повел меня обратно домой, где снова предъявил мне ранее подаренные штуковины, а вместе с ними - книгу "Искусство делать цветы", которую он не без труда выпросил на время у хозяйки увиденного нами великолепия.
Книга была изумительной - она четко описывала не только необходимые материалы и инструмент для работы, но и приводила подробные описания изготовления огромного количества реальных и фантазийных цветов вместе с выкройками их частей в натуральную величину.
По уже заведенному обыкновению истинного Плюшкина я мигом сообразила, какое богатство скоро уплывет у меня из рук, и сразу же села за изготовление конспекта книги.
Толстая 80-страничная тетрадь в клетку за неделю наполнилась выкройками и описаниями, а для большей достоверности я (по подсказке дедушки) также перевела на кальку внешний вид изготавливаемых цветов.
Тетрадь сохранилась у меня до сих пор, и глядя на нее, мне даже не очень жалко, что теперь эту книгу (авторы Е.П. Сухорукова и Л.Г. Чечулинская, "Искусство делать цветы", 1962 г.издания, 10,6 Мб в PDF) можно свободно скачать в Интернете.
После того, как работа по конспектированию книги была завершена, я взялась за практическое освоение данного вида рукотворчества.
Прежде всего следовало найти подходящую ткань (шелк, батист, хлопок) и накрахмалить её.
Потом подготовить выкройки и навырезать нужное количество деталей.
Затем начиналось самое интересное - при помощи специального инструмента (тех самых изготовленных дедом непонятных железных штуковин), предварительно нагретого за неимением специальной горелки на огне газовой плиты, на специальной твердой резиновой подушке деталям цветка придавался необходимый рельеф.
Потом цветок собирался воедино и скреплялся со стеблем.
И всё бы ничего, если довольно быстро я не осознала, как многое зависит в этом деле от цвета используемой ткани.
Профессиональных красок по ткани, которыми пользовалась женщина, к которой мы ходили в гости, у нас не было (ей их привозил из-за границы сын, и делиться ими она категорически не хотела).
А цвет имеющейся в свободной продаже подходящей ткани был весьма ограничен и, кроме того, бил по глаза своей простой однородностью.
Вот остатки того, чем я в то время располагала:
Довольно скучно, не правда ли?
Так и получилось, что хорошо освоив саму технику изготовления цветов и имея на руках прекрасный инструмент, я ограничивалась кручением исключительно красных гвоздик, синих васильков и белых ромашек.
Иное казалось мне слишком "ненастоящим" по цвету, поэтому через какое-то время я это свое увлечение вынужденно забросила.
Сейчас, задавшись целью вспомнить все свои рукодельные занятия, я обнаружила в закромах аккуратно разложенные по коробкам из-под конфет и прекрасно сохранившиеся принадлежности и даже ту самую тетрадку с выкройками.
И вот подумалось мне, что в наше время, когда хорошие акриловые краски по ткани легко доступны, следует, пожалуй, как-нибудь попробовать соорудить наконец что-то по-настоящему изысканное.
В назидание той жадной тётке.
В память о деде.
Так уж сложилось в нашей семье, что до моих 15 лет родители не особо баловали меня своим вниманием и выступали, скорее, в роли "выходных радостей". Они были то ли слишком заняты, то ли слишком свободолюбивы, и потому искренне считали, что мне лучше жить всю неделю с мамиными родителями, которые в то время были уже на пенсии и могли посвятить моему воспитанию гораздо больше времени. И только с вечера пятницы по вечер воскресенья я находилась в квартире мамы и папы, которые в эти дни готовы были потратить время на общение со мной.
Вот так и получилось, что еще одним основным проводником в мир творчества для меня стал мой дед - неизменно жизнерадостный, с прекрасным чувством юмора и настоящими золотыми руками.
Дедушка мог соорудить всё, что угодно, если это не относилось к электронике.
С младенчества меня окружали вещи, сделанные его руками - деревянная мебель, различные соковыжималки, сушилки для яблок, коптилки, полки, станки, инструменты и приспособления.
Бабушка притворно ворчала на то, что он "вечно тащит в дом всякую дрянь", но неизменно успокаивалась, когда эта собранная по разным местам "дрянь" превращалась в нечто очень нужное в хозяйстве.
Он часами пропадал в гараже, где у него была оборудована настоящая мастерская.
Дома он тихо окапывался в принадлежащей ему нише (комната площадью около 9 кв. метров без окон - бывает и такое в старых домах-хрущевках), где постоянно что-то чертил, выдумывал, мастерил.
У него была куча друзей как в нашем регионе, так и по всему СНГ, знакомых ему с войны, бывшего места жительства (маленькая станица на Кубани) или по работе (много лет он преподавал черчение и английский язык в местном техникуме и вел кружок в Центре технического творчества).
Он прекрасно рисовал, научил меня читать в неполные 5 лет и проводил очень много времени, стараясь привить мне любовь к познанию окружающего мира.
До конца своей жизни я буду жалеть о том, что, переживая в 15 лет кризис переходного возраста, я с боем вырвалась из этого дома, чтобы жить со своими родителями, которых мне в то время так не хватало.
Я жалею о том, что до момента, когда у него через несколько лет случился инсульт, я так и не успела искренне поблагодарить его за то, что он для меня сделал.
Стоит ли говорить о том, что пройдя период взросления и начав сразу после окончания университета самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, я вернулась обратно, в ту самую квартиру, где я выросла. И хотя здесь не осталось практически ничего, что бы напоминало о прежнем её внешнем виде (станки и инструменты распроданы и растащены, произведенный по моему заказу капитальный ремонт изменил комнаты до неузнаваемости, и только огромная библиотека сохранена в первозданном виде), я всегда чувствую, что именно это - мой дом, мое настоящее лежбище, мой личный уголок спокойствия в окружающем полубезумном мире...
Однако я слишком увлеклась и далеко ушла от первоначально заявленной темы.
В те годы, когда я изо всех сил пыталась надрессироваться рисовать ту самую хохломскую роспись, о которой я рассказывала ранее, дедушка вдруг притащился от каких-то своих знакомых с огромными от возбуждения глазами и заявил, что теперь мы займемся искусственными цветами.
Какое-то время он с особой интенсивностью шуршал в своей нише, после чего преподнес мне в подарок с десяток странных железных штуковин неизвестного назначения.
А потом мы пошли к кому-то в гости, где абсолютно не запомнив ничьих лиц и имен, я почти сошла с ума от вида неземной красоты искусственных цветов.
Чего там только не было - маки, букетики незабудок, гвоздики и тюльпаны, ветки яблони и шиповника, лилии и каллы, хризантемы и пионы.
Цветы были великолепны по исполнению, они были будто настоящие, настолько точно повторял материал, из которого они были изготовлены, форму живого цветка.
Лепестки были изогнутыми, рельефными, окраска была безупречной, а еще у них были тычинки - сущая мелочь, которая тем не менее придавала цветам характер ювелирной работы.
Довольный произведенным впечатлением, дед повел меня обратно домой, где снова предъявил мне ранее подаренные штуковины, а вместе с ними - книгу "Искусство делать цветы", которую он не без труда выпросил на время у хозяйки увиденного нами великолепия.
Книга была изумительной - она четко описывала не только необходимые материалы и инструмент для работы, но и приводила подробные описания изготовления огромного количества реальных и фантазийных цветов вместе с выкройками их частей в натуральную величину.
По уже заведенному обыкновению истинного Плюшкина я мигом сообразила, какое богатство скоро уплывет у меня из рук, и сразу же села за изготовление конспекта книги.
Толстая 80-страничная тетрадь в клетку за неделю наполнилась выкройками и описаниями, а для большей достоверности я (по подсказке дедушки) также перевела на кальку внешний вид изготавливаемых цветов.
Тетрадь сохранилась у меня до сих пор, и глядя на нее, мне даже не очень жалко, что теперь эту книгу (авторы Е.П. Сухорукова и Л.Г. Чечулинская, "Искусство делать цветы", 1962 г.издания, 10,6 Мб в PDF) можно свободно скачать в Интернете.
После того, как работа по конспектированию книги была завершена, я взялась за практическое освоение данного вида рукотворчества.
Прежде всего следовало найти подходящую ткань (шелк, батист, хлопок) и накрахмалить её.
Потом подготовить выкройки и навырезать нужное количество деталей.
Затем начиналось самое интересное - при помощи специального инструмента (тех самых изготовленных дедом непонятных железных штуковин), предварительно нагретого за неимением специальной горелки на огне газовой плиты, на специальной твердой резиновой подушке деталям цветка придавался необходимый рельеф.
Потом цветок собирался воедино и скреплялся со стеблем.
И всё бы ничего, если довольно быстро я не осознала, как многое зависит в этом деле от цвета используемой ткани.
Профессиональных красок по ткани, которыми пользовалась женщина, к которой мы ходили в гости, у нас не было (ей их привозил из-за границы сын, и делиться ими она категорически не хотела).
А цвет имеющейся в свободной продаже подходящей ткани был весьма ограничен и, кроме того, бил по глаза своей простой однородностью.
Вот остатки того, чем я в то время располагала:
Довольно скучно, не правда ли?
Так и получилось, что хорошо освоив саму технику изготовления цветов и имея на руках прекрасный инструмент, я ограничивалась кручением исключительно красных гвоздик, синих васильков и белых ромашек.
Иное казалось мне слишком "ненастоящим" по цвету, поэтому через какое-то время я это свое увлечение вынужденно забросила.
Сейчас, задавшись целью вспомнить все свои рукодельные занятия, я обнаружила в закромах аккуратно разложенные по коробкам из-под конфет и прекрасно сохранившиеся принадлежности и даже ту самую тетрадку с выкройками.
И вот подумалось мне, что в наше время, когда хорошие акриловые краски по ткани легко доступны, следует, пожалуй, как-нибудь попробовать соорудить наконец что-то по-настоящему изысканное.
В назидание той жадной тётке.
В память о деде.
Елена, очень трогательный рассказ. Узнала в некоторых нотах твоего повествования и свой переходный возвраст, и его последствия для моих родных, и невысказанную вовремя благодарность...Знаю одно, искренние слова имеют свойство достучаться не только до сердец, но и до небес. Так, что поздно не бывает сказать благодарю и спасибо, что были, дали, научили...
ОтветитьУдалитьА про цветы скажу следующее - знаю каждый из этих инструментов:) Где-то в промежутке 11-13 лет занималась изготовлением цветов:) Крутила исключительно яблоневый цвет, незабудки и пыталась сделать розы. Но ткани!!! Как же я тебя понимаю:) Именно поэтому забросила это занятие. А самое обидное, что, теперь во время доступности и богатого выбора качественных материалов, я не могу найти такие инструменты. Вот досада!
А тебе, Еленчик, сам Бог приказал накрутить кучу цветов и в знак памяти и протеста не только наделать брошей, резиночек, заколок и приколочек, но обалденный букет на могилу деду. Светлая ему память...
Лен, большое спасибо за твои слова :)
ОтветитьУдалитьЦветы будут, обязательно. И тот самый обалденный букет - думаю, в первую очередь.
Очень интересно, что ты тоже этим занималась! Одного не понимаю - куда же делись те инструменты, которые ты в свое время использовала?...
Я занималась в кружке рукоделия при школе, в которой училась. У нас была совершенно потрясающая учительница трудов, которая умела и знала всё! Вот она дополнительно, по субботам, собирала всех желающих на кружок. А желающих было достаточно:) И цветы делали, и шили, вязали, макрамэ плели, расписывали, пысанки писали, мягкие игрушки шили, кашеварить учились. А инструменты были школьные, либо личные учительницы. Вот такая история.
ОтветитьУдалитьВ общем, можно сказать, что мы пришли в творчество примерно похожими путями :)
ОтветитьУдалитьЗдорово, что это было в твоей жизни, чтобы потом получился вот такой вот креативный человек в итоге.
Лена, очень интересно было читать твой рассказ. Буду ждать цветов )))
ОтветитьУдалитьНаташа, спасибо :)
ОтветитьУдалитьЯ уверена, что цветов мы все дождемся!