воскресенье, 29 июля 2012 г.

"Традиционные куклы и игрушки Японии", или Кто о чем, а я всё о выставках

У нас в Пензенской картинной галерее, в дополнение к уже изученному мною ранее Дали, открылась еще одна привозная выставка - "Традиционные куклы и игрушки Японии".
Состоит она из экспонатов коллекции, сформированной японским посольством с привлечением экземпляров из личного собрания Марины Голомидовой, председателя правления Екатеринбургского отделения Общества "Россия-Япония".
В одном экспозиционном зале представлены детские и ритуальные игрушки, куклы для любования, национальный японский костюм и предметы быта.
По объемам это гораздо меньше прошлогодней выставки восточных кукол (о которой я писала здесь, здесь и здесь), но не менее интересно.
Я даже, пожалуй, удивилась, что после той обширной экспозиции я и здесь нашла для себя довольно много нового, получила свежие впечатления и готова ими с вами поделиться.


Очень понравилось, что к каждому виду игрушек представлены подробные пояснения - что это, какова история и т.п.
Именно эти пояснения (в вольном пересказе) я буду использовать в своем описании выставки, чтобы вы также могли составить о ней наиболее полное представление...

На первой фотографии в одной витрине представлено сразу 2 вида японских игрушек.

Шары с узором - это тэмари, кругляши из крепко скрученных обрезков ткани, обмотанных нитками и расшитых декоративным орнаментом (основа формируется из полосок мягкой ткани размером 30-40 на 1,5-2 см, при этом внутрь могут быть вставлены колокольчики или шарики (для звона), разметка узора делается прямо по нитяной обмотке, для вышивки используются шелковые нитки или мулине).
Первоначально тэмари использовались для детских игр (их пинали ногами), потом перешли в разряд инвентаря для уличных жонглеров, а со временем стали чисто декоративными (с 16 века их стали делать дочери самураев, занимавшиеся вышивкой после замужества, позже, в 19 веке, искусство и вовсе "ушло в народ" - причем, свои характерные орнаменты были у каждого сословия и даже каждого региона Японии).

Куклы в технике кимэкоме (кимэкоме-нингё) - это деревянные куклы, оклеенные тканью.
Их происхождение связывают с храмом Камо в Киото, где в начале 17 века монахи делали примерно такие амулеты и сувениры для продажи.
Современные куклы этого вида немного другие - они изготавливаются из древесно-клеевой массы или даже из пенопласта.
Название кукол объясняет процесс их изготовления: японское "кимэ" означает деревянную грань, а "коми" - "заправлять" (на корпусе куклы делают специальные надрезы, в которые заправляется ткань).


Далее в витрине представлены открытки и небольшие сувениры.
Нэнгадзё - это японские новогодние открытки, написанием посланий на которых в Стране восходящего солнца занимаются все от школьников до их прадедушек, начиная уже с ноября месяца.
Обычай подобных поздравлений довольно древний, но очень хорошо сохранившийся (как было написано в "пояснительной записке" к экспонатам, по статистике каждая японская семья ежегодно рассылает более 100 нэнгадзё и получает примерно столько же ответных).
Открытки отправляются не только родным и коллегам, но и людям, которых нужно отблагодарить за поддержку в прошедшем году (например, врачам).
Полученные открытки складываются в специальный альбом (чтобы не забыть, кому в следующем году отправить ответное послание).
И далее, видимо, до бесконечности нужно переписываться со своим врачом (ведь ты ему отправишь, он тебе через год - ответное послание, а ты, что же, без ответа оставишь?... значит, через год ему еще раз... немного странновато, но явно укрепляет межличностные связи)
А еще многие японцы сами мастерят нингадзё для отправки, для чего существует целая индустрия красивых красок, штампов и наклеек (да здравствует скрапбукинг!)


Маски театра Но - деревянные маски для персонажей старейшего японского профессионального театра, зародившегося еще в 14 веке.
Обставленное почти как торжественный обряд, представление театра Но представляет собой некую форму музыкально-танцевальной драмы, все актеры в которой - мужчины.
Каждая маска - это общий образ (наиболее типичны святой старик, демон или дух, божество, обычные мужчина и женщина).
Главный герой по ходу действия может сменить первоначальную маску (причем, именно вторая маска будет показывать истинную сущность персонажа).



Куклы итимацу (итимацу нингё), изображающие детей, появились в Японии в середине 18 века и обрели огромную популярность.
Тщательно расписанное лицо из воска, бамбука или дерева, покрытого особым материалом гофун (смесь из порошка ракушек, клея и папье-маше), натуральные волосы, стеклянные глаза, мягкое тело и комплект одежды, который можно менять по своему усмотрению - всё это делало кукол не просто игровыми атрибутами, но и произведениями искусства.
Посмотрите на фото - не правда ли, очень реалистично?...



Рядом - куклы для девочек.
Среди них есть и смешная "неваляшка", и что-то более серьезное.



Куклы в традиционных свадебных нарядах вдохновили, признаться меньше - слишком уж распространенные образы, многократно виденные...


Примерно то же замечание (по поводу определенной "затасканности" образа) можно сделать и применительно к гейша куклам.
Сложные прически, роскошные кимоно, обусь гэта на платформе, красивая поза - радуют глаз, но не отличаются новизной изображения.




Более интересными мне показались куклы для Праздника мальчиков (кодомо-но хи), зародившегося как родовой праздник самурайской верхушки (отсюда и тематика кукол - доспехи, мечи, военная атрибутика).
Хотя праздник со временем и был переименован в День детей, но по-прежнему представляет собой именно чествование мальчиков, не достигших совершеннолетия (15 лет).
Отмечается 5 мая, как правило, с проведением военно-спортивных состязаний с участием борцов сумо, стрельбой из лука и показательными сражениями на мечах (так в молодом поколении воспитывается воинский дух и мужество).



Еще один шикарнейший гогацу-нингё ("майская кукла" для праздника мальчиков).


Куклы для праздника девочек (хина мацури), напротив, дарятся только женскому полу.
Праздник девочек отмечается в Японии 3 марта с проведением специальных традиционных обрядов, призванных принести девочкам счастье и здоровье.
Куклы располагаются в доме на особых многоступенчатых обтянутых красной материей полках, при этом наверху обычно размещается императорская семья (на фотографии как раз они и есть), а на остальных ярусах - их приближенные, слуги и предметы быта.


Интересные штуки представляют из себя хагоита - ракетки для игры в ханэцуки.
Некое подобие бадминтона является традиционным (с 14 века!) девочковым развлечением в новогодние дни и имеет функцию очистительного обряда (на Востоке всё не просто так).
Первоначально в ханэцуки играли только аристократки дорогими расписанными и позолоченными ракетками. Обычные горожане приобщились к игре много позже - только в 19 веке.
В настоящее время ракетки имеют, скорее, декоративную функцию - очень популярны хагоита с изображением персонажей средневековых гравюр актеров и красавиц.



Также на выставке не обошлось без растянутых на стенах парадных и свадебных кимоно.





Надеюсь, что вы смогли найти в моем рассказе что-то интересное для себя :)


Креативьте с удовольствием!








9 комментариев:

  1. Лена,спасибо большое за экскурсию!!!! очень познавательно,как будто сама побывала,а гид рассказывал историю всей этой прелести!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Лена! Очень интересная экскурсия!

    ОтветитьУдалить
  3. Лен, спасибо! Очень интересно, обажаю выставки игрушек! Жаль в Анапе не бывает подобных выставок, а в Москве бываю редко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, жаль, что до вас они не доезжают...

      Удалить
  4. Лена, спасибо за культпоход! Я так давно нигде не была... Спасибо тебе!
    Меня интересовала ракетка: одна сторона, представленная на обозрение, выпуклая. Играют той стороной,что к стенке повёрнута?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про ракетку - я так поняла, что конкретно этими уже вообще не играют, только в декоративных целях используют.
      Форму сохраняют, мотив для оформления, а играть, кажется, ими и не получится (они на поверхности как-то неровно лежали-висели, как будто у них и обратная сторона не гладкая, а какими-то выпуклостями).

      Удалить