До описания обещанного рукодельного пока так и не добралась, а вот познавательное постараюсь вам сегодня представить.
У нас тут на днях в честь празднования дня рождения города открылась очередная выставка работ из частной коллекции давно известной у нас Ирины Стежки.
Известной, потому что эта женщина, вышедшая замуж в Германии и ныне проживающая там, коллекционирует литографии известных авторов и довольно часто экземпляры из её коллекции появляются в нашем местном музее.
Так, в прошлом году к нам привозили "Библейские образы Марка Шагала" и работы Пабло Пикассо. До этого, кажется, еще был Кандинский.
Сейчас - выставка под названием "Детский альбом", в которой представлены иллюстрации к детским книжкам.
Сразу в очередной раз прошу прощения за качество фотографий, каковое в условиях плохой и излишне желтой освещенности экспозиционных залов получается весьма спорным.
Для начала немного теории, частично почерпнутой мною из рассказов экскурсовода, частью из собственных знаний, а отчасти и из Интернета.
Литография - это не совсем оригинальная картина.
Это всего лишь т.н. "оригинальный принт" - копия с оригинальной картины, пронумерованная и подписанная художником.
Кажется, что это уже тиражная продукция, но такое суждение не совсем верно.
Оригинальные принты кардинально отличаются от репродукций тем, что последние изготавливаются методом фотографирования, печатаются на высокопроизводительном оборудовании массовым тиражом и потому не имеют инвестиционной ценности. Принты же выпускаются практически вручную, с использованием материалов и средств, которые по определению не в состоянии выдержать массовый тираж.
Процесс изготовления принтов мало чем отличается от создания картин. Пластины для принтов создаются художником несколько недель, а иногда и месяцев. Каждый принт вручную прокатывается через пресс, негодные экземпляры отбраковываются художником, после чего на остальных ставится порядковый номер и подпись автора.
Пластина в силу особенностей материала, из которого она изготовлена, выдерживает только определенное количество оттисков, после чего гарантированно приходит в негодность, т.е. количество оригинальных принтов заведомо ограниченно (хотя оно и явно больше чем число оригинальных картин).
Именно поэтому литографии в цене уступают настоящим картинам знаменитых художников, но всё же намного дороже, чем простые открытки или плакаты с репродукциями.
Теперь о том, что было представлено на выставке.
Из не литографий - один из любимых художников коллекционера, с которым она, если верить словам экскурсовода, долгие годы дружила - Май Митурич-Хлебников.
Годы жизни - с 1925 по 2008 г., работал в основном как раз в сфере книжной иллюстрации для детей (проиллюстрировал более 100 книг, в т.ч. издания Самуила Маршака, Виталия Бианки,
Корнея Чуковского, Редьярда Киплинга, Льюиса Кэрролла и др.).
Стиль довольно узнаваемый - лаконичные акварельные работы с небольшим количеством используемых цветов, но в то же время с яркими цветовыми акцентами.
На выставке был представлен в том числе иллюстрациями к "Одиссее" Гомера и книге Бианки "Лесные домишки".
Далее - Родионов Н.В.
Современный график, представлен иллюстрациями к "Метели" и "Маленьким трагедиям" Пушкина.
Очень интересная антикварная книга с иллюстрациями Ивана Билибина - художника, который на рубеже 19-20 вв. создавал рисунки к русским народным сказкам.
Большое внимание, помимо самого сюжета иллюстрации, уделял орнаментальной окантовке рисунка.
Лично у меня после рассматривания этой книги ("Финист - ясный сокол") что-то такое из детства забрезжило - видела я подобные рисунки, однозначно видела (осталось только еще выяснить, был ли это Билибин или закос под него...)
Если уж заговорили о раритетных книгах, то тут надо еще упомянуть и Лотера (или Лотаря) Меггендорфера.
Не знаю уж, по какому признаку этот немецкий художник затесался на сугубо советско-российскую выставку, не иначе, как по чисто детско-сюжетному.
Человек, однако, интересный. Оказывается, именно он является первым автором-создателем книжек-картинок для детей с раскладывающимися или подвижными иллюстрациями (когда тянешь за картонный язычок, а картинка меняется или шевелится, или в серединке раскладывается что-то объемное, пусть и многоступенчатое... ну! вспоминайте! наверняка, и у вас в детстве было нечто подобное...)
Механизм раскладывающихся и подвижных картинок у Меггендорфера, творившего еще в 1870-1900-е гг., при этом был столь совершенен, что его работы признаются образцовыми в этой области книжного искусства даже в наше время.
В начале своего рассказа я говорила о пластинах, с помощью которых выполняются оригинальные принты.
На выставке был представлен образец одной из них:
И вместе с итоговым результатом (художник Бабин В.И.):
А вот левая работа, где "битый небитого везет", опять же как-то мне очень знакома.
А вам?...
Один из наиболее впечатливших меня иллюстраторов - Тамбовкин В.И.
В советское время иллюстрировал в основном книги отчасти пропагандистского толка, вроде "Кортика".
На выставке меня потрясла тщательнейшая проработка деталей рисунка и чистые, какие-то приятные для глаза цвета.
В Интернете же нашла информацию, что иллюстратор стабильностью в работах не отличался - мог прорисовать, а мог и схалтурить, откровенно сведя графику к минимуму.
Тем не менее, представленные работы мне понравились.
И в заключение второй мой фаворит - Попов Н.Г.
Родился в 1938 г. в Саратове, а в настоящее время живет и работает в Москве.
На выставке было 2 иллюстрации к "Мифам, сказкам и легендам Бразилии".
Не знаю, способна ли фотография передать это, но рисунки просто потрясающе атмосферные - какая-то манящая и затягивающая серо-зеленая тайна, тягучая, интересная и явно опасная...
Ему бы Лавкрафта иллюстрировать, а не сказками баловаться (а то у меня теперь о бразильских легендах какое-то мрачноватое впечатление).
Для желающих продолжить знакомство с коллекцией Ирины Стежки даю ссылку на её сайт, где выложены многие работы из нее.
Остальных, надеюсь, не очень замучила длинными рассказами :)
Креативьте с удовольствием!
У нас тут на днях в честь празднования дня рождения города открылась очередная выставка работ из частной коллекции давно известной у нас Ирины Стежки.
Известной, потому что эта женщина, вышедшая замуж в Германии и ныне проживающая там, коллекционирует литографии известных авторов и довольно часто экземпляры из её коллекции появляются в нашем местном музее.
Так, в прошлом году к нам привозили "Библейские образы Марка Шагала" и работы Пабло Пикассо. До этого, кажется, еще был Кандинский.
Сейчас - выставка под названием "Детский альбом", в которой представлены иллюстрации к детским книжкам.
Сразу в очередной раз прошу прощения за качество фотографий, каковое в условиях плохой и излишне желтой освещенности экспозиционных залов получается весьма спорным.
Для начала немного теории, частично почерпнутой мною из рассказов экскурсовода, частью из собственных знаний, а отчасти и из Интернета.
Литография - это не совсем оригинальная картина.
Это всего лишь т.н. "оригинальный принт" - копия с оригинальной картины, пронумерованная и подписанная художником.
Кажется, что это уже тиражная продукция, но такое суждение не совсем верно.
Оригинальные принты кардинально отличаются от репродукций тем, что последние изготавливаются методом фотографирования, печатаются на высокопроизводительном оборудовании массовым тиражом и потому не имеют инвестиционной ценности. Принты же выпускаются практически вручную, с использованием материалов и средств, которые по определению не в состоянии выдержать массовый тираж.
Процесс изготовления принтов мало чем отличается от создания картин. Пластины для принтов создаются художником несколько недель, а иногда и месяцев. Каждый принт вручную прокатывается через пресс, негодные экземпляры отбраковываются художником, после чего на остальных ставится порядковый номер и подпись автора.
Пластина в силу особенностей материала, из которого она изготовлена, выдерживает только определенное количество оттисков, после чего гарантированно приходит в негодность, т.е. количество оригинальных принтов заведомо ограниченно (хотя оно и явно больше чем число оригинальных картин).
Именно поэтому литографии в цене уступают настоящим картинам знаменитых художников, но всё же намного дороже, чем простые открытки или плакаты с репродукциями.
Теперь о том, что было представлено на выставке.
Из не литографий - один из любимых художников коллекционера, с которым она, если верить словам экскурсовода, долгие годы дружила - Май Митурич-Хлебников.
Годы жизни - с 1925 по 2008 г., работал в основном как раз в сфере книжной иллюстрации для детей (проиллюстрировал более 100 книг, в т.ч. издания Самуила Маршака, Виталия Бианки,
Корнея Чуковского, Редьярда Киплинга, Льюиса Кэрролла и др.).
Стиль довольно узнаваемый - лаконичные акварельные работы с небольшим количеством используемых цветов, но в то же время с яркими цветовыми акцентами.
На выставке был представлен в том числе иллюстрациями к "Одиссее" Гомера и книге Бианки "Лесные домишки".
Далее - Родионов Н.В.
Современный график, представлен иллюстрациями к "Метели" и "Маленьким трагедиям" Пушкина.
Очень интересная антикварная книга с иллюстрациями Ивана Билибина - художника, который на рубеже 19-20 вв. создавал рисунки к русским народным сказкам.
Большое внимание, помимо самого сюжета иллюстрации, уделял орнаментальной окантовке рисунка.
Лично у меня после рассматривания этой книги ("Финист - ясный сокол") что-то такое из детства забрезжило - видела я подобные рисунки, однозначно видела (осталось только еще выяснить, был ли это Билибин или закос под него...)
Если уж заговорили о раритетных книгах, то тут надо еще упомянуть и Лотера (или Лотаря) Меггендорфера.
Не знаю уж, по какому признаку этот немецкий художник затесался на сугубо советско-российскую выставку, не иначе, как по чисто детско-сюжетному.
Человек, однако, интересный. Оказывается, именно он является первым автором-создателем книжек-картинок для детей с раскладывающимися или подвижными иллюстрациями (когда тянешь за картонный язычок, а картинка меняется или шевелится, или в серединке раскладывается что-то объемное, пусть и многоступенчатое... ну! вспоминайте! наверняка, и у вас в детстве было нечто подобное...)
Механизм раскладывающихся и подвижных картинок у Меггендорфера, творившего еще в 1870-1900-е гг., при этом был столь совершенен, что его работы признаются образцовыми в этой области книжного искусства даже в наше время.
В начале своего рассказа я говорила о пластинах, с помощью которых выполняются оригинальные принты.
На выставке был представлен образец одной из них:
И вместе с итоговым результатом (художник Бабин В.И.):
А вот левая работа, где "битый небитого везет", опять же как-то мне очень знакома.
А вам?...
Один из наиболее впечатливших меня иллюстраторов - Тамбовкин В.И.
В советское время иллюстрировал в основном книги отчасти пропагандистского толка, вроде "Кортика".
На выставке меня потрясла тщательнейшая проработка деталей рисунка и чистые, какие-то приятные для глаза цвета.
В Интернете же нашла информацию, что иллюстратор стабильностью в работах не отличался - мог прорисовать, а мог и схалтурить, откровенно сведя графику к минимуму.
Тем не менее, представленные работы мне понравились.
И в заключение второй мой фаворит - Попов Н.Г.
Родился в 1938 г. в Саратове, а в настоящее время живет и работает в Москве.
На выставке было 2 иллюстрации к "Мифам, сказкам и легендам Бразилии".
Не знаю, способна ли фотография передать это, но рисунки просто потрясающе атмосферные - какая-то манящая и затягивающая серо-зеленая тайна, тягучая, интересная и явно опасная...
Ему бы Лавкрафта иллюстрировать, а не сказками баловаться (а то у меня теперь о бразильских легендах какое-то мрачноватое впечатление).
Для желающих продолжить знакомство с коллекцией Ирины Стежки даю ссылку на её сайт, где выложены многие работы из нее.
Остальных, надеюсь, не очень замучила длинными рассказами :)
Креативьте с удовольствием!
Литография - это очень классная штука :) на первом курсе сталкивалась с ней и даже пробовали...правда неофициально зайдя на практику наших художников, но что мы лишние, никто не заметила ;Р
ОтветитьУдалитьКак интересно, должно быть, было :)
УдалитьСпасибо, Лена! Интересно получилось. Меня очень интересуют детские иллюстрации. Приятно было, что большинство имён я знаю, что-то из работ у нас с сыном уже есть в коллекции. Про литографию отдельное спасибо, не могла понять раньше, как это делается, а лезть в инет лень было, а ты всё кратко, понятно написала :) Кое-кто из художников мне не встречался ещё, так что буду присматриваться. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЛчень рада, что понравилось, пригодилось и даже навело на мысль "присмотреться" к кому-то :)
УдалитьЛенчик, спасибо за интересный рассказ и виртуальный фото-тур по выставке. Думаю, что ты бы и сама с лёгкостью справилась бы с работой экскурсовода:) ведь твой пост очень интересен, информационно насыщен и ярок за счёт фотографий.
ОтветитьУдалитьИ скажу по секрету, что я до сих пор собираю детские книжки с движущимися фрагментами. Обожаю их! А в моём детстве такая роскошь редко встречалась, лишь только к моим 8 годам у нас стали появляться в семейной библиотеке такие книги. И то благодаря волне эммиграции в лучшие края наших знакомых, которые прощаясь с родиной отдавали в добрые (т.е. наши) руки такие сокровища, как книги, среди которых и встречались экземпляры с объёмными, движущимися картинками.
Бубичек, на самом деле, я в детстве паслась в одном музее экскурсоводом :)
Удалить"Движущаяся" книжка у меня была в детстве только одна, зато точно помню, что было несколько штук с объемными фрагментами (в основном русские народные сказки, типа "Колобка" и "Сороки-белобоки").
Надо, кстати, покопаться в шкафах у родителей, где они, интересно?...
То есть я правильно подметила про экскурсовода:) Эх, иногда боюсь своей прозорливости:)
УдалитьЛенчик, а у нас первая книга с движущимися картинками была "Столик накройся". Недавно отыскали с сестрой эту книгу в недрах ящиков с родительской квартиры. Книга конечно уже местами настолько потрёпанная, что становится её, бедненькую, очень жаль, но краски остались настолько же яркими. Удивительно. Умели же с душой люди работать над созданием детских вещей!