суббота, 27 апреля 2013 г.

Бэнкси - известные всему миру граффити с социальным подтекстом

Бэнкси (англ. Banksy) - это псевдоним скандально известного англичанина, прославившегося в Великобритании и за её пределами за счет своих многочисленных графических работ, "холстом" для которых, как правило, служат стены домов.


Настоящее имя Бэнкси неизвестно. На протяжении многих лет автор тщательно соблюдает конспирацию, ведь какова бы ни была художественная и материальная ценность его граффити, сам факт их рисования на улицах и в общественных местах подпадает под понятие вандализма.
Согласно самым распространённым версиям под этим псевдонимом скрывается человек по имени Роберт или Робин Бэнкс, родившийся предположительно в 1974 г. в английском городе Бристоле.
Впрочем, насколько достоверны эти версии, точно сказать не может никто (фанаты любят спорить и выдвигать многочисленные теории, но истина, как и в том старом сериале под названием "Секретные материалы", всегда лишь "где-то рядом").





Первые работы Бэнкси относятся к 1990-м годам, и начинал он как обычный райтер, т.е. создавал надписи произвольного содержания.
Очень скоро, впрочем, его работы трансформировались в рисунки и обрели ярко выраженное антивоенное и антикапиталистическое содержание.





Поначалу Бэнкси рисовал от руки, но поскольку, как и всем граффитчикам, делать это приходилось нелегально (а значит, с оглядкой на готовую вот-вот появиться полицию), позже он стал использовать для своих работ трафарет.
Так будущий рисунок можно было заранее продумать в спокойной обстановке и даже прорисовать его детали, в нужном же месте оставалось только приложить заготовленный трафарет к стене и в несколько движений "запшикать" из баллончика с краской всё необходимое.
Со временем эта техника стала своеобразной "визитной карточкой" Бэнкси, превратившего её в собственный узнаваемый и высокопрофессиональный стиль.



 
Часто автор умело вписывает свои рисунки в городской ландшафт, создавая их так, что, к примеру, неровности стены, будут играть на развитие сюжета картины.





В сюжет могут вписаться и какой-то предмет или надпись...





А порой даже чужие граффити...



Острая социальная тематика рисунков и безусловный талант их автора довольно быстро принесли Бэнкси популярность на родине.
Мировая известность пришла несколько позже - после того, как художник, не обращая внимания на поступающие в его адрес угрозы, умудрился-таки нарисовать задуманное на западном берегу реки Иордан.




В середине 2000-х годов Бэнкси в дополнение к широкомасштабному рисованию на лондонских улицах проводит несколько публичных акций иного толка.
Так, в мае 2005 года сотрудники Британского Музея неожиданно обнаружили в составе экспозиции лишний экспонат - кусок камня с изображением пещерного человека, который толкает тележку из супермаркета.
Авторство высмеивающего потребительское общество рисунка принадлежало Бэнкси.
Что интересно, творение было решено оставить.


Осенью 2006 года в нескольких лондонских магазинах художник незаметно заменил диски с альбомом Пэрис Хилтон на диски с сорокаминутной песней своего друга Danger Mouse и собственными рисунками.
При этом продажи диска оказались очень удачными и ни одна копия не была возвращена в магазин.



В целом 2006-2007 годы стали для Бэнкси прорывом в мир "большого искусства".
Его работы стали приобретать голливудские знаменитости - например, Анжелина Джоли потратила 400 000 долларов на его творчество, немалые суммы были выложены и другими знаменитыми поклонниками (Джуд Лоу, Бред Питт, Киану Ривз).
Тем не менее художника по-прежнему никто не видел - с покупателями автор общался исключительно через своего агента.




В 2007 году работы Бэнкси стали самыми дорогими лотами на аукционе современного искусства Sotheby’s.
Последняя его работа ушла с молотка за рекордную сумму 62 400 фунтов стерлингов. Другая работа - «Девочка с шаром» («Balloon Girl») была продана за 37 200 фунтов (около 74 тысяч долларов), а картина «Обнимающий бомбу» («Bomb Hugger») - за 31 200 фунтов (62 500 долларов).
Работы Бэнкси приобретали и музеи - сейчас их можно увидеть в музее «Metropolitain», музее современной истории в Нью-Йорке и в галерее «Тэйт» в Лондоне.




Начало нового десятилетия Бэнкси отметил по-своему - выходом собственного фильма "Выход через сувенирную лавку", который повествует о повседневной жизни граффитчиков и в котором, якобы, даже появляется сам режиссер (правда, исключительно в виде темного силуэта, сидящего на стуле, с сильно измененным, каким-то механическим голосом).
В 2010 году этот фильм вошел в конкурсную программу Берлинского международного кинофестиваля Берлинале, а годом позже был номинирован Американской киноакадемией на премию Оскар-2011 в номинации "Лучший полнометражный документальный фильм".
Оскара Бэнкси не взял (хотя многим, уверена, было бы интересно, вышел ли в таком случае кто-нибудь за статуэткой на сцену или нет), но популярности себе однозначно добавил.
Фильм, кстати, мне очень понравился.



В январе 2011 года в Интернете появились сообщения о том, что на eBay выставлен необычный лот - клочок бумаги с написанным на нем настоящим именем Бэнкси.
Американский продавец в описании лота писал, что дает "100% гарантию, что это наиболее вероятное имя", раскрытое при сверке данных о продажах работ Бэнкси с налоговыми записями.
При стартовой цене в 3 000 долларов, лот очень быстро (всего за 38 ставок) разогнался до 999 999 долларов, после чего неожиданно был удален его автором по неизвестной причине.



Возросшая едва ли не до максимума популярность породила и курьезы - работы Бэнкси стали красть из музеев и выпиливать болгаркой вместе с куском стены, чтобы потом перепродать.
Столица Великобритании всерьез рисковала лишиться ставших привычными достопримечательностей в виде узнаваемых рисунков.
Поворотный момент наступил в октябре 2011 года, когда одна из уличных картин Бэнкси в Бристоле была замазана черной краской, а горожане посчитали это происшествие актом вандализма.
После этого сохранение работ Бэнкси было вменено в обязанность владельцам соответствующих зданий на государственном уровне.
Так круг замкнулся - бывшие акты вандализма сами стали объектом охраны.




Несмотря на официальную охрану объектов творчества Бэнкси, изъятие его работ время от времени повторяется.

Последняя подобная история относится к февралю 2013 года, когда после общественных протестов американский аукционный дом был вынужден снять с торгов работу «Рабский труд», исчезнувшую за несколько дней до этого со стены в северном Лондоне.



Также интересно, что в настоящее время стала широко распространяться теория, согласно которой никакого Бэнкси, как реального живого человека, в природе просто не существует, а персонаж этот якобы придуман неким коллективом единомышленников, веселящихся над разводимой конспирацией.
Ну не может ведь один человек творить так много, повсеместно и неизменно креативно!... Не сумел бы годами напролет сохранять инкогнито в мире, где у каждого есть фотоаппарат в телефоне!...
Не знаю, как-то привыкла думать, что это один человек, а уж насколько вымышленным является его образ, пусть останется на совести его создателя.





Важно другое - работы Бэнкси не только стильны, узнаваемы и отлично продуманы, они также и признаны в качестве культурной ценности в стране, которую вряд ли можно было когда-либо заподозрить в пристрастии к граффити.
И именно это в данной ситуации является главной заслугой великого конспиратора по имени Бэнкси.
Кем бы он там ни был.





А что до излишней подчас провокационности изображений (взять хоть тех же известных целующихся полицейских), так у них за границей к этому относятся спокойнее.
С юмором.



Если вас заинтересовало творчество этого мастера граффити, можете посетить его официальный сайт, где регулярно выставляют фото его самых новых работ.

Креативьте с удовольствием! 

12 комментариев:

  1. Спасибо, Лена огромное! Очень интересная статья!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Статья оочень понравилась, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, я ооочень старалась :)
      Ведь я все посты о художниках пишу сама, собирая информацию по всему Интернету и перерабатывая в своем собственном стиле.

      Удалить
  3. Не люблю граффити, но нашла много интересных. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тань, да! это уже больше чем просто граффити :)
      Рада, что понравилось.

      Удалить
  4. Лен, ты как всегда умеешь преподнести материал))) С граффити у меня неоднозначные отношения...Бэнкси - однозначно, Мастер. Вот, только интересно, как воруют его изображения? Прямо вырезают кусок стены? По кусочкам же не снять...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо за похвалу :)
      А изображения просто выпиливают болгаркой вместе с куском стены толщиной в несколько сантиметров.
      Если посмотришь на фото, где дядечка держит плакат в защиту Бэнкси, там видно, что квадрат на стене замазан на какую-то глубину...

      Удалить
  5. Поддерживаю, действительно, интересно очень! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. А мне тоже очень понравилось!!! такие картинки интересные!! а вообще мне граффити нравится,но без матов и прочей ахинеи...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Тань, не надписи тоже не нравятся, а их у нас в качестве граффити большинство.
      Причем, подчас такие, что и не прочтешь, что написано (а может, оно и к лучшему :) )

      Удалить